Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов
Заместитель директора по УВР
МБОУ БГО ООШ №11
Пищугина Надежда Александровна
mail: nadegdap2225@mail.ru
р.т.(847354)3-11-47
Система внутришкольного контроля (далее – ВШК) – "инструмент" управления, роль которого с каждым годом возрастает.
Если в составе объектов ВШК будут отражены все перечисленные в новых стандартах образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные), если в ВШК будут включены все условия, названные в стандартах, если сама система управления, наконец, станет объектом управления, только в этом случае ВШК будет действенным инструментом, реализующим принципы философии управления, ориентированной на результат.
Причины необходимости изменений в системе внутришкольного контроля, адекватных современным требованиям, подробно и доказательно описаны в пособии Бахмутского А.Е., Кондраковой И.Э., Писаревой С.А. "Оценка деятельности современной школы". Авторы выделяют следующие недостатки существующей системы ВШК:
-материалы анализа результатов ВШК не в должной мере отражают причинно-следственные связи между результатами обучения и воспитания;
-не всегда определяются пути решения проблем и тенденции обновления образовательного процесса;
-реализуемые задачи не связываются с переводом учебного заведения на более высокий качественный уровень, ВШК перегружен решением сиюминутных проблем. Результаты контроля, как правило, связаны с констатацией того, что есть сейчас;
-школьная администрация не пытается выявить причины результатов ВШК. Чаще всего контроль направлен на выявление имеющихся недостатков в работе учителей.
Структура ВШК в соответствии с требованиями ФГОС
Чтобы ВШК был средосообразным, его цели и содержание должны отражать требования ФГОС как документа, описывающего условия и ресурсы реализации конечного результата общественного договора между школой и государством.
Проанализировав первые страницы ФГОС общего образования, находим следующий текст, обосновывающий дальнейшее использование данного документа как законодательного акта, определяющего обязательную, инвариантную часть ВШК.
«Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования…».
Структура ВШК, отражающая совокупность требований ФГОС
Современные требования к качеству образования в первую очередь определяют введение в реалии школьного образования новых качеств как новых характеристик процесса.
Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, определенного законом введения в ВШК мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития над- и метапредметных общеучебных умений (по терминологии ФГОС: универсальных учебных действий – УУД).
Стандарт образования можно рассматривать как основу для выделения качеств как существенных признаков, свойств, определяющих качество.В этом случае три группы требований к качеству в стандартах определяют три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования:
-требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;
-требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
-требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу "распределенной ответственности".
При проектировании ВШК в школе должен быть реализован следующий алгоритм:
1.Сначала операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
2.Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов).
3.Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений).
4.Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
5.Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы).
6.Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК).
Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС
Три последующие составляющие раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:
-уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);
-уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
-уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.
Метапредметные образовательные результаты, представленные в ФГОС начального общего образования в 12 требованиях, а во ФГОС основного общего образования – в 16 требованиях, необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:
-уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки системного, экологического мышления и т. д.);
-уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т. д.);
-уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и т. д.);
-уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета).
Качество и динамика обученности – это единственный показатель, который всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями средосообразности необходимо включить в ВШК такие показатели:
-подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
-уровень обучаемости (уровень учебно-познавательных возможностей);
-участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах.
Наличие перечисленных выше показателей отражает результативность образования в школе, выявляет те подсистемы в школьной образовательной системе, которые требуют коррекции и/или развития. Так, уровень обучаемости как объект мониторинга позволяет управлять качеством образовательного процесса на разных уровнях:
-в системе "учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет для учителя уровень педагогической помощи;
-в системе "методическое объединение (далее – МО) – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет выбор учебных программ и при необходимости основы для их адаптации и модификации;
В приложении 2 представлен раздел "ВШК качества процесса", спроектированный на основе ресурсного и компетентностно-деятельностного подходов, а также с учетом принципов критериального оценивания. В этом разделе ВШК определяется уровень созданных условий реализации основной образовательной программы, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий. В ФГОС цели этого раздела ВШК определены как "…обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения".
Первый раздел ВШК качества процесса называется "Качество обучающей предметной деятельности".Направления раздела:
-качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе;
-качество планирования и организации уроков по предмету;
-качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);
-качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ;
-качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся;
-качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе;
-качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;
-качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ;
-качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы;
-качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника".
В разделе "качество воспитательной работы" необходимо предусмотреть отслеживание трех составляющих:
-содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие и/или акцентирующие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);
-качество реализации программы воспитательной работы;
-качество работы с родителями.
Раздел "Контроль качества управления" (приложение 3).Минимальный объем показателей качества управления:
-оптимальность состава и структуры ВШК;
-качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.);
-качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса);
-качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);
-качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты);
-компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).
В специальном разделе ВШК необходимо отслеживать здоровье и психологическое состояние членов педагогического коллектива, их отношение к работе. Эти данные, представленные как обобщение анкет, включенного наблюдения, также определяют для школьного управленца цели и необходимые ресурсы для изменения качества образовательной среды.
Только в таких условиях "прозрачности" оценивания и осознанности смысла каждого критерия будут эффективно реализованы контролирующая функция ВШК, а также остальные функции управления: мотивирующая, организационная, регулятивная, плановая. При этом ВШК качества школьного образования сыграет роль не только инструмента реализации требований ФГОС и НСОТ, но и инструмента их внедрения.
|