Вторник, 14.05.2024, 10:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Концепция
Содержание.             1.Актуальность проблемы.             2. Теоретические основы компетентностного подхода.             3.Классификация ключевых компетенций.             4. Приемы работы по развитию ключевых компетенций учащихся                  на уроках математики.              5. Результативность, выводы.               6. Литература.                                         I.Актуальность компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов и их последователей. «Сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России»- отмечено в Концепции модернизации образования, принятая в 2001 г. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. II.Теоретические основы компетентностного подхода.  В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова компетенция имеет два значения: - 1. «Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен». - 2. «Круг чьих-нибудь полномочий, прав». И. С. Фишман, кандидат психологических наук, считает, что «компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели». Согласно ее видению, «компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия». Его значение состоит в том, что: а) овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности; б) формируется персональный «ресурсный пакет», который составляет второй после самоуправления слой, необходимый для формирования компетенции; в) компетентности ценны как результат образования сами по себе – набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям; г) именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса работодателей, который может быть актуален на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.  III.Классификация ключевых компетентностей Следует отметить, что деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. Разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования»  предлагают разграничение компетентностей по сферам, полагая, что в структуре ключевых компетентностей должны быть представлены: – компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; – компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); – компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); – компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и прочие); – компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Образовательная компетенция, по мнению А. В. Хуторского, доктора педагогических наук, – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности. Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: 1.Ценностно-смысловая компетенция. 2.Общекультурная компетенция. 3. Учебно-познавательная компетенция. 4. Информационная компетенция. 5. Коммуникативная компетенция. 6. Социально-трудовая компетенция. IV.Развитие ключевых компетенций на уроках математики в 5-6 классах. Одной из актуальных проблем во всем мировом сообществе является повышение качества образования. Решение этой проблемы неразрывно связано с переосмыслением цели и результатов образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, модернизацией содержания образования. Одним из условий повышения качества образования является формирование ключевых компетенций школьника. Эта цель обозначена в Концепции модернизации образования: «Общеобразовательная школа должна формировать целостностную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Уверена, что все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. В школьных учебниках практически отсутствуют необходимые материалы компетентностного типа. Поэтому  для развития компетенций у учащихся 5-6 классов я взяла за основу  решение задач практического содержания. Включая данный материал и развивая различные компетенции на уроках математики, я преследую следующие цели: -активизировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление; - формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память; - учить работать в команде; -учить исследовательской работе; -учить оперировать знаниями; -обучать работе с информацией; -научить учеников  на основе изученного материала  создавать проектные работы. 1.Ценностно-смысловая компетенция. Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Приемы развития этой компетенции: а) профориентационная работа в школьные годы  способствует выбору детьми той сферы, которая будет им наиболее интересна в будущем. б) решение задач,  требующих не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. Например, -Проем в окне имеет высоту 2 м 26 см и ширину 1 м 48 см. Сколько потребуется ткани шириной 85 см для занавески, закрывающей весь проем окна, если на подшивку одного конца занавески требуется 2 см, на продольный шов по 1 см от полосы и на закрытие стен по краям проема 10 см? - Каких размеров потребуется лист картона для изготовления коробки без крышки длиной 19 см, шириной 12 см и высотой 3 см? -На каком равном расстоянии друг от друга и от концов лестницы можно расположить 7 ступенек шириной 4 см на лестнице длиной 2 м 68 см? -Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола шириной 5 м и длиной 8 м? -На 1 кв.м. должно быть 12 растений кукурузы. Сколько растений кукурузы должно быть на 1 гектар? 2.Общекультурная компетенция. Говоря о применении сведений из разных областей знаний, следует иметь в виду не только использование материала из других наук на уроках математики, но и  активное включение математических понятий и методов в другие учебные дисциплины.  Приемы развития этой компетенции: а) Проведение  интегрированных уроков: «Симметрия в биологии и математике» (6 класс), «Сложение обыкновенных дробей. Склонение числительных» (6 класс).(приложение №1) б) Выполнение учащимися творческих заданий:  написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы, а также на  темы, предложенные детьми. (Например, «Натуральные числа и ноль», «Отрицательные и положительные числа», «Проценты и дроби»). (Приложение 2 ). в)Использование материалов, связанных с важнейшими событиями в жизни страны и мира (Например, урок, посвященный 65-летию Победы, где использовала задачи, связанные с боевыми действиями во время войны; урок по истории спорта, на котором рассматривались задания для развития общекультурной компетенции). (Приложение 3) г) Решение текстовых задач, в условии которых могут быть умышленно пропущены числа. (Например, предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса). Предлагаю текстовые задачи со скрытой информативной частью. Например: «Известно, что ученик второго класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.) 3.Учебно-познавательная компетенция. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Он положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Приемы развития этой компетенции: а) Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а также при проблемном способе изложения новой темы.( Создание такой ситуации, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.). б) Например, при изучении начального геометрического материала (длина окружности, периметр и площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) можно дать следующие задачи на уроках: -Задача на нахождение периметра прямоугольника. (Купец Порфирий заказал кузнецу Даниле сделать чугунную ограду вокруг своей усадьбы, которая имеет форму прямоугольника. Сколько метров ограды надо будет изготовить Даниле, если длина усадьбы 50 метров, а ширина – 20 метров)? в) Так же  в 5-6 классах включаю мини-исследования на основе изучения геометрического материала на факультативных занятиях: «Геометрия в архитектуре», «Пирамида», «Симметрия в жизни». г) Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме тестов. Считаю, что умение работать с  тестами для детей будет очень полезным в будущем. 4.Информационная компетенция. Данная компетенция подразумевает использование обучающимися различных информационных ресурсов. В настоящее время обучающиеся проявляют большой интерес к учебным презентациям, проектным работам,  как на уроке, так и во внеурочное время. Текстовые задачи по математике в презентации сопровождаю яркими иллюстрациями. Приемы развития этой компетенции: а) При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия. б) Даю практико-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира. При  использовании задач прикладного характера у учащихся не только формируется  информационная компетенция, но и накапливается жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету. в) Считаю целесообразным проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят  доклады, презентации. Они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом. 5.Коммуникативная компетенция. Этот вид компетенции не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приёмы активно используются мною в  работе. Развитию данной компетенции способствуют следующие виды работ: а) Использование на уроках математических софизмов. Например, «Возьмем верное равенство . Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. . Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5 = 6. Задание: объясните, в чем ошибка . б) Работа в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе; работа в группах сменного состава. Организуя работу по отработке нового материала, каждой группе я даю задание разного уровня сложности. Например, ученикам первой группы даю задания с элементами исследования. (5 кл. тема «Треугольники») « Может ли периметр   треугольника равняться 217 см, если одна сторона равна 38 см, а вторая на 16 см больше?» Подумайте, существует ли такой треугольник? Ученикам  второй и третьей  группы  даю три  стержня с соответствующими длинами сторон - модели отрезков, и предлагаю  из этих отрезков построить треугольник. Как они не старались,  но  построить треугольник не смогли. Делаем  вывод. почему мы не можем построить треугольник с такими длинами сторон .Ребята увидели., что одна сторона треугольника больше суммы двух других сторон т. е. 125>38 +54.  Затем. первая и  вторая  группы выполняют работу по  индивидуальным карточкам, а третья группа работает с учебником, отвечает на вопросы. в) Часто провожу устный счет в различных формах по таблицам умножения и деления. Например, «Цепочки», игры «Лесенки», «Эстафета» (такие задания есть в учебниках математики Н.Я. Виленкина для 5 и 6 классов). Эти игры фактически представляют собой математический диктант. г) Применяю  дидактические игры. Ребенок в игре живет, одновременно постигая и познавая окружающее. В игре раскрывается потенциал ребенка, развиваются такие качества как сообразительность, находчивость, организаторские навыки, инициатива. Поэтому игра является важнейшим видом обучающей деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время.  д) Использую технологию проектных работ на факультативных занятиях. Например, составление презентаций по темам «Симметрия», «Пирамиды». 6.Социально-трудовая компетенция. Данный вид компетенции предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а также в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Примеры арифметических задач для развития социально – трудовой компетенции: -Бригада рыбаков получила от двух банков ссуду на приобретение холодильного оборудования в размере 250 000 р.: от одного – под 5%, а от другого под 7% годовых. Всего за год рыбаки должны уплатить 15 500 р. процентных денег. Сколько денег взято у каждого банка? -В результате дефолта (так называется экономический кризис, который случился в России в 1998 г.) цены на импортные товары выросли примерно в 5 раз. До дефолта кроссовки стоили 200 р. На сколько процентов новая цена кроссовок выше старой? На сколько процентов старая цена кроссовок ниже новой? Закончите предложение: «В результате дефолта цены в среднем выросли на … %».        7.Компетенция личного самосовершенствования. Данный вид компетенции направлен на то, чтобы учащиеся осваивали способы физического, духовного, эмоционального  и интеллектуального саморазвития. Ученик  овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.       Приемы развития этой компетенции: а)В 6 классе на уроках  по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» включаю задание  для формирования внимания, логического мышления. «Исключите лишнее. Ответ обоснуйте». а); ; ; ; 0,5;  б);   ; ; ;  ; в); ; ; ; 0,5; г) числитель, делитель, множитель, дробь; д) длина, расстояние, площадь, модуль.   б) для формирования положительного эмоционального настроя  провожу уроки-сказки, уроки -КВН; предлагаю учащимся написать самим математические сказки. (Приложение 4)   в) для формирования нравственных, этических качеств учащихся решаем следующие задачи: «Известно, что опаздывать неприлично. Люся, заметила идущий на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Люсе, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек?»      Содержание работы по формированию у детей компетенций на уроках математики изложено в приложении №5.      Формирование различных компетенций я продолжаю во внеклассной и внеурочной деятельности. Мною разработаны пропедевтический курс по геометрии, тематика и содержание  факультативных занятий  «Геометрия вокруг нас», внеклассные мероприятия.(Приложение №6, приложение 7). Использованные мною приемы , способы и виды заданий по развитию ключевых компетенций позволяют повысить мотивацию обучения по предмету «Математика» и эффективность результатов обучения.   Результаты проведенного тестирования по определению уровня мотивации учащихся к различным  предметам.               5 класс  2009-10 уч.год             6 класс 2010-2011 уч.год     Уровень качества знаний учащихся по геометрии при переходе в 7 класс (при изучении пропедевтического курса).     6 класс 7 класс 1996-1997 51%   1997-1998   53% 2002-2003 52%   2003-2004   54% 2006-2007 55%   2007-2008   56%                                        Диаграмма качества знаний по геометрии                 (при изучении пропедевтического курса)           Диаграмма поступления учащихся в ССУЗы и средние общеобразовательные школы.    Человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно  успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. У учащихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Компетентностный подход в преподавании математики помогает учащимся освоить различного рода умения, позволяющие им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. В результате учащиеся: - используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности; -формируют навыки, позволяющие продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях или профильных классах; - осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности; - овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности; - формируют представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться; -приобретают навык работы со справочной литературой; - адекватно оценивают деятельность одноклассников, начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.                   Литература. 1.                Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/] 2.                Зубарева, И. И. Математика. 5-6 кл. [Текст]: метод. пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2005. – 104 с. 3.                Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. –2004. – № 1. – С. 16-20. 4.                Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р. 5.                Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. – 20-е издание. – М.: Русский язык. – 1987. – 752 с. 6.                Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. –  М.: Минобразования, 2001. – 72 с. 7.                Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И. С. Фишман. – [Режим доступа: http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/doci_s.html]. 8.                Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm]. 9.                Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №- 5. – С. 55-61. 10.           Ярулов, А. А. Познавательная компетентность школьников [Текст] / А. А. Ярулов // Школьные технологии. –  2004. – № 2. – С. 43-84.    
Категория: Мои статьи | Добавил: nadegdanadegda (28.12.2011) E
Просмотров: 674 | Теги: концепция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz