Вторник, 14.05.2024, 08:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Пищугина Н.А.

МБОУ БГО ООШ №11, г.Борисоглебск, Воронежская обл.

В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. Ключевые компетенции – это универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Выделяют следующие группы ключевых компетенций:
 1.Ценностно-смысловые компетенции.

 2.Общекультурные компетенции:

 3.Информационные компетенции:

 4.Коммуникативные компетенции:

 5.Компетенции личностного самосовершенствования:

Формированию  ключевых компетенции способствуют следующие технологии:
-мультимедийные,
-проектные,
-проблемно – модульные,
-развивающего обучения,
-критического мышления,
-ролевые игры.

Так как ключевых компетенций свыше 150, я на своих уроках математики стараюсь формировать у учащихся  некоторые наиболее важные, на мой взгляд, а именно:

-коммуникабельность: уметь приводить доводы, аргументы, доказательства, умение общаться, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; умение пойти на компромисс; умение работать в команде, находить нужную информацию для проектов, докладов, сообщений  и т.д.;

-операции над числами: проведение измерений, применение формул, решение задач;

-информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д.

Эти компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

В своей работе использую следующие формы обучения:

-внешние формы организации обучения – лекции, семинары, практикумы;

-внутренние формы организации обучения – вводное занятие, практическое занятие, занятие по обобщению и систематизации знаний.

Для того,чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я в процессе обучения применяю информационно-коммуникационные технологии. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Информационно-коммуникационная технология способствует:

1. Активизации познавательной деятельности учащихся.

2. Развитию вариативности мышления, математической логики.

3. Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.

Внедрение компьютерных технологий в преподавание математики я начинала с подготовки печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.), использования учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера. Использовала диски из школьной медиатеки: «Математика 5-11 классы. Практикум», «Интерактивная математика». Электронное учебное пособие для 5-9 классов, «Открытая математика. Функции и графики» для  5-11 классов, «Уроки алгебры Кирилла и Мифодия», «Уроки геометрии Кирилла и Мифодия»,  «Живая геометрия».

Обучающие готовые программы не всегда устраивали меня. Ведь, как учитель, я имею своё видение темы урока, методику её изложения, подбор учебных и методических материалов. Поэтому следующим шагом в применении ИКТ стал переход от использования готовых компьютерных программ по математике к созданию собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft PowerPoint. Основными достоинствами этой технологии считаю следующее:

-Компьютерная презентация может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику.

-Программа Microsoft PowerPoint технически не сложна.

-Достаточно одного компьютера и мультимедийного проектора, чтобы начать работать по этой технологии.

Приведу примеры использования презентаций на  уроках,  апробированные мною на практике. Вот некоторые из них: «Умножение десятичных дробей», 5 класс,    «Прямоугольник, квадрат и их площади. Обобщение», 5класс, «Координатная плоскость», 6 класс, «Итоговый урок. Путешествие за сокровищами», 7 класс,  «Квадратные уравнения», 8 класс, «Умножение и деление обыкновенных дробей», 6 класс, « Квадратные уравнения» 8 класс, Урок –сказка «Действия с десятичными дробями» и другие. Построение круговых и столбчатых диаграмм. Построение точек по  координатам.

Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование информационной культуры школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. На мой взгляд, основная задача учителя – научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным.

Список литературы:
1. Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004.
3. Гусинский Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 1996 / Под ред. В.И. Белопольского и И.Н. Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 1996.
4.Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И. С. Фишман. – [Режим доступа: http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/doci_s.html].

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nadegdanadegda (19.11.2014)
Просмотров: 353 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz