Понедельник, 20.05.2024, 16:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Понятие диференцированного обучения
[ Скачать с сервера (105.7 Kb) ] 28.01.2012, 20:25
Понятие дифференцированного обучения Пищугина Надежда Александровна. Выступление на педсовете 2010 г. Классификация форм дифференцированного обучения В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации. В нашей школе на настоящий момент практика дифференциации представлена большим разнообразием проявлений. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становиться уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременном создании условий для развития учащихся, проявляющих индивидуальные способности. Понятие дифференцированного обучения Дифференциация происходит от латинского differentia, – что в переводе означает – «различие, разделение». В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение – процесс обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников. Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается, по- разному эффективен. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития как практического, так и словесно-логического компонентов продуктивного мышления, с относительным преобладанием интуитивно-логического мышления над словесно-логическим. Часть учеников, обладающие логическим мышлением хорошо усваивают предметы естественнонаучного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие точные науки. Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям. Немаловажной задачей процесса обучения является развитие ученика: его интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер. При организации дифференцированного обучения, усиливаются развивающие функции процесса обучения. Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Выделяют два основных вида дифференциации обуче­ния школьников. 1.   Внешняя   дифференциация   (дифференцированное  обучение). Предполагает создание особых типов школ и классов, в кото­рые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями. Школы особого типа ориентированы на учащихся: -  имеющих определенные способности, проявляющих интерес  к какому-либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости и    т. д. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов); -  с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов). Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные клас­сы с учетом предполагаемой профессии, интересов, склонностей учащихся и др. В Начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении, например: классы компенсирующего обу­чения (ККО), классы коррекционно-развивающего обучения (КРО). Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная дифференциация означает создание про­филя обучения, уровневая - учет уровня развития учащихся. 2.    Внутренняя    дифференциация    (дифферен­циация  учебной  работы). Предполагает организацию работы внутри класса по группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее ус­тойчивыми индивидуальными особенностями. Организация учителем внутриклассной дифференциации вклю­чает несколько этапов: 1. Определение критериев, в соответствии с которыми создают­ся группы учащихся для дифференцированной работы. 2.      Проведение диагностики на основе выбранных критериев. 3.      Распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики. 4.      Определение способов дифференциации, разработка диффе­ренцированных заданий для выделенных групп учащихся. 5.      Реализация дифференцированного подхода к учащимся на  различных этапах урока. 6.      Диагностический контроль за результатами работы учащих­ся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий. Рассмотрим каждый этап внутриклассной дифференциации. Определение критериев дифференциации.  Большинство школьных классов являются  разноуровневыми, поскольку дети не отбираются в них специально по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, на­зывая их «сильные», «средние» и «слабые» ученики. При этом од­ни педагоги считают главным критерием деления на группы успе­ваемость школьников, другие - способности учащихся. Выделим основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных классах. 1.  Готовность  к   обучению. Этот критерий используется для деления на группы детей, только поступивших в школу. Важно учитывать как предметную готовность, то есть наличие определенных знаний и умений (на­пример, умение ребенка читать), так и психологическую готов­ность. 2.  Об у ченность. «Обученность -это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения... это определенный итог предыдущего обучения...-про­шлого опыта». Обученность включает «как наличный, имеющийся к сего­дняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составля­ет то, чему ребенка обучили». Умение учиться связано с уровнем сформированности различ­ных компонентов учебной деятельности. Для изучения состояния знаний учителю важно определить, че­го именно в знаниях ученика не хватает, какого уровня усвоения знаний он достиг, каковы качества знаний. В практической деятельности удобно ориентироваться на сле­дующие уровни усвоения знаний: -    нулевой уровень - узнавание; -    первый уровень - репродукция (воспроизведение) знаний; -    второй уровень - применение знаний в знакомой ситуации; -    третий уровень - применение знаний в измененной и новой ситуации. Важно также учитывать, какого этапа развития навыка или уме­ния достиг ученик. Выделяют четыре этапа развития навыка: • Ознакомительный (ориентировочный) этап - ознакомление с приемами выполнения действия, общее осмысливание действий и их представление, то есть общая ориентация в задании. • Аналитический (подготовительный) этап - овладение отдель­ными элементами действия, анализ способов их выполнения. Для  этого этапа характерно сознательное, но неумелое выполнение дей­ствия. •  Синтетический (стандартизирующий) этап - сочетание и  объединение отдельных элементов в единое целое, автоматизация  элементов действия. • Варьирующий (ситуативный) этап - овладение произвольным  регулированием характера действия. Достигается гибкое, целесообразное выполнение действия, пластическая приспособляемость действия к ситуации. 3. Обучаемость. Обучаемость - это восприимчивость школьника к обучению, то есть «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых спо­собов их добывания, а также готовность к переходу на новые уров­ни умственного развития». Если обученность является характеристикой актуального раз­вития, то есть того, чем уже располагает ученик, то обучаемость -характеристикой его потенциального развития. С этой точки зрения понятие обучаемость близко к понятию «зона ближайшего развития», предложенному Л. С. Выготским. Обучаемость - это совокупность интеллектуальных свойств че­ловека, от которой при всех прочих равных условиях зависит ус­пешность обучения, те особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости. Уровень обучаемости определяется степенью сформированности различных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. К таким качествам относятся глубина, гиб­кость, осознанность, самостоятельность ума, обобщенность и эко­номичность мыслительной деятельности. Показателями обучаемости также являются: -     активность ориентировки в новых условиях; -     самостоятельное обращение к более трудным заданиям; - настойчивость в достижении учебной цели;   - умение работать в ситуациях помех, препятствий;  - восприимчивость к помощи другого человека; - способность к самообучению; -   работоспособность, выносливость и др. «Для высокого уровня обучаемости характерны: умение дейст­вовать в уме, осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обуче­ния. Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большем ее количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности». Кроме общей выделяют специальную обучаемость. Соотношение обученности и обучаемости бывает разным. Как правило, высокая обученность является результатом высо­кого уровня обучаемости и наоборот. Но у педагогически запущен­ных детей обученность может быть низкой, а обучаемость доста­точно высокой. Про такого ученика учителя обычно говорят: «Он учится не в полную меру своих сил». Кроме основных критериев дифференциации - готовности к обучению, обученности и обучаемости, могут использоваться и другие, например: отношение к учению, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности и др. Но все они взаимосвязаны с тремя основными критериями и являются част­ными по отношению к ним. Далее приводятся примеры дифференцированных заданий, рас­считанных на три группы учащихся: -   первая группа - с низким уровнем обучаемости; -   вторая группа - со средним уровнем обучаемости; -   третья группа - с высоким уровнем обучаемости.        Учитель в своей практической деятельности выбирает критерии дифференциации в зависимости от особенностей класса, целей, за­дач и содержания конкретного урока и других факторов. В.К. Шишмаренкова считает, что в школе должна присутствовать и внутренняя, и внешняя дифференциация. При этом в средней школе осуществляется внутренняя дифференциация по способностям, результаты которой не афишируются для учащихся. Внешняя дифференциация может реализовываться только на основании склонностей и интересов, учащихся в форме кружков, факультативов, лабораторий, профильных классов. Таким образом, автор сводит понимание дифференциации только к дифференциации по общим интеллектуальным способностям и интересам учеников. Классификация форм дифференцированного обучения. В изученной литературе многие авторы конкретные проявления дифференциации называют формами дифференцированного обучения, которые могут быть объединены в виды и реализованы на различных уровнях. Виды дифференциации определяются, исходя из тех индивидуально-типологических особенностей учащихся, которые в данном случае учитываются. Традиционно выделяются следующие виды дифференцированного обучения: по общим и специальным способностям, но интересам, склонностям, по проектируемой профессии. В основании деления, лежат те признаки, те индивидуально-типологические особенности учащихся, которые позволяют разделить их на группы. К традиционным видам дифференциации в настоящее время добавилась дифференциация по национальному признаку, когда создаются специальные школы для детей различных национальностей, например в г. Москве - это армянские, грузинские, еврейские школы (сейчас они называются школами с этнокультурным компонентом); по религиозной принадлежности - православные школы; по социальному и имущественному положению родителей - в некоторых негосударственных образовательных учреждениях могут учиться только дети обеспеченных родителей, т.к. велика плата за образование. Изменение парадигмы образования, постановка в центр учебно-воспитательного процесса личности ученика привели к усилению роли психофизиологических особенностей человека в дифференциации: выделению групп учащихся с сильной, слабой нервной системой, преобладающим типом памяти, уровнем развития произвольного внимания и т. д. Дифференциация может осуществляться на различных уровнях. Так, например, Рональд Де Гроот выделил три уровня. 1-й микроуровень, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса. Этот уровень дифференциации иногда называется внутренней или внутриклассной. 2-й мезоуровень - уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями. И 3-й макроуровень - дифференциация между школами, создание различных типов школ. 2-й и 3-й уровень представляют собой дифференциацию внешнюю. Если классифицировать имеющиеся в практике формы дифференцированного обучения по видам и уровням, то результат можно представить в виде таблицы (см. таблицу №1). Виды Уровни По общим способностям По специальным способностям По индивидуально психофизиологическим особенностям По интересам По проектируемой профессии По национ. признаку По религ. принадле. По социальному и имущественному положению родителей. Микроуровень (внутренняя дифференциация) Выполнение заданий различного уровня сложности. Дозирование помощи учителя.Уровневая дифференциация.Групповая работа в рамках модели полного усвоения знаний.   Учет психофизиологических особенностей детей при конструировании содержания и организации учебного процесса в классе Выполнение творческих исследовательских заданий, связанных с интересами, проектируемой профессией учеников.             Мезоуровень (внешняя дифференциация) Гимназические классы. Классы различного уровня обучения.Коррекционно-развивающие классы.Общеобразовательные классы. Групповые занятия с одаренными детьми   Классы с углубленным изучением отдельных предметов. Профильные классы. Факультативы, кружки. Выбор вариативных учебных дисциплин (элективная дифференциация) Классы гибкого состава Классы, спрофилированные на вуз. Лицейские классы. Групповые занятия по подготовке в вуз.       Макроуровень (внешняя дифференциация) Гимназии Специальные школы для одаренных детей (физические, математические, художественные и др.) Школы для слабослышащих, слабовидящих, детей с отставанием в умственном развитии.   Лицеи. Колледжи. Подготовительные курсы при вузах. Национальные школы (армянская, татарские и др.)              Дифференциация широко применяется практически в каждой школе в настоящее время, это, прежде всего, выражается в создании специальных классов. При изучении доступной литературы нами были выделены следующие внутришкольные деления, существующие в современных общеобразовательных учреждениях. Классы повышенного уровня обучения относятся к такому виду дифференциации как дифференциация по общим способностям учеников. Способности не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Такие классы создаются, начиная с первого класса и после окончания детьми начальной школы – в параллели пятых классов. Критериями отбора детей в 1-й класс являются готовность к школе, степень развития школьно-значимых психофизиологических функций (памяти, внимания, мышления), общий кругозор ребенка. В таких классах создается атмосфера напряженной интеллектуальной деятельности, обучение организуется с учетом высокого уровня интеллектуального развития всех детей. Дифференциация по психофизиологическим особенностям детей предполагает не только приспособление учебного процесса к определенным психическим и физическим особенностям детей, но и развитие недостаточно развитых психофизиологических функций. Дифференциация в такие классы осуществляется при выявлении у ребенка отклонений в умственном развитии, слабостлышаших, слабовидящих, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В таких классах ведется оздоровительная работа, учебная – в соответствии с возможностями детей, работа по социальной адаптации детей (формирование простейших бытовых навыков, доступных профессиональных). Классы коррекционно-развивающго обучения являются формой дифференциации, в которой учитываются общие интеллектуальные способности учеников и их индивидуальные психофизиологические особенности. Данные классы создаются в школе для обучения детей, испытывающих затруднения в освоении базового содержания образования. Эти классы могут быть созданы как в начальной школе, так и в средней. Классы с углубленным изучением отдельных предметов и профильные классы являются формами дифференциации по интересам учеников. Это – наиболее широко распространенные на практике формы дифференциации. Особенности организации и функционирования профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов это создание таких классов в школе для удовлетворения познавательных потребностей детей, имеющих ярко выраженные склонности и способности к изучению определенных предметов. В классы гибкого состава чаще трансформируют классы повышенного уровня обучения в 8-9-х классах. У детей, обучающихся в этих классах, к 13-14 годам формируются познавательные интересы и предпочтения, а класс к этому времени представляет собой сложившийся коллектив со сформировавшимся стилем интеллектуальной деятельности. Элективная дифференциация – форма дифференциации по интересам учеников, которая характеризуется предоставлением ученикам права выбора ряда предметов. В число выбираемых не входят базовые учебные дисциплины. Предметы по выбору могут расширять и углублять знания ученика в выбранной сфере познания: гуманитарной, естественнонаучной, математической. Как предметы по выбору могут преподаваться валеология, психология, история религий, история искусств. В организации элективной дифференциации важно соблюсти условие обязательности выбора каждым учеником определенного количества вариативных предметов или спецкурсов. На данный момент времени часто осуществляется деление учеников по уровню общих специальных особенностей, где за главное берется в основном, интеллектуальное развитие каждого ученика и такое деление называют внутриклассной дифференциацией. Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне ученикам предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне - прочитать параграф, составить план и вопросы к нему, на самом сложном уровне - прочитать пара граф, дать аннотацию и рецензию на него. Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: задания, устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме. Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом. Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться, а может и не обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем % дозированной помощи определяет сам ученик. Формой внутриклассной дифференциации по общим способностям учащихся является уровневая дифференциация, разработанная В.В.Фирсовым, В.А. Орловым, В.М. Монаховым. Авторы исходят из того, что в процессе обучения учителя всегда ориентировались на максимум содержания учебного материала. Если ученик полностью усваивал этот максимум, его знания оценивались 5 баллами, если были незначительные пробелы или неточности – 4 баллами и т.д. Добросовестный ученик ориентирован был именно на максимум знаний и изо всех сил старался его усвоить. Это, естественно, вызывала перегрузку ученика, так как он ставил себе цель усвоить максимум знаний по всем предметам. Авторы идеи уровневой дифференциации предложили перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. При этом необходимым является четкое определение того минимума, которым дол жен овладеть ученик, без которого он не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие — этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки. Учитель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный. При этом учитель четко выделяет содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, перед началом изучения очередной темы знакомит учеников результатами, которых они должны достичь. Таким образом, В уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы. Формой внутренней дифференциации является и групповая работа учащихся по модели полного усвоения знаний. Модель полного усвоения знаний предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. Причем, очень важна технологичность целей: их достижение должно быть проверяемым, т.е. должен существовать инструментарий проверки. После изучения определенной темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачета, в ходе которого и определяется достижение поставленных целей, класс делится на две группы: первая — ученики, усвоившие тему, с ними организуется расширенное и углубленное изучение материала, и вторая группа не усвоивших тему, с этими учениками проводится дополнительная работа по усвоению содержания. Во второй группе идет отработка знаний, способов действий, которые недостаточно усвоены. К такой отработке могут подключаться и ученики первой группы в качестве консультантов, помощников учителя. Таким образом, дифференцированное обучение в рамках данной модели определяет различный характер деятельности групп учеников после проведения итогового контроля по результатам усвоения определенного фрагмента содержания. Внутренняя дифференциация чаще всего осуществляется по общим интеллектуальным способностям учеников, но в практике присутствуют и другие ее виды: например, внутренняя дифференциация по специальным способностям, которая выражается в том, что, давая ученикам задания, учителя принимают во внимание их художественные, музыкальные и другие способности. Реализуется внутриклассная дифференциация и по индивидуальным психофизиологическим особенностям учеников. Виды домашних заданий в условиях дифференциации Виды домашних заданий Приемы Три уровня домашнего задания: 1.      Обязательный минимум (по силам любому ученику). 2.      Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида). 3.      Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой). Учитель одновременно задает два или три уровня (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник» выбора учеником домашнего задания, чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником или с психологом). Домашнее задание «Снежный ком» Из большого числа заданий массива знаний ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности   1.Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Особое домашнее задание В классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания: участники олимпиады, слабые по здоровью дети; в старших классах – ученики – будущие абитуриенты вызов, сдающие данный предмет как основную дисциплину и т.д
Категория: Мои файлы | Добавил: nadegdanadegda
Просмотров: 1316 | Загрузок: 58 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz