Сообщение заместителя директора по УВР:
«Личностно-ориентированное обучение и педагогические технологии»
Пищугина Н.А.
В 1992 г. был принят Закон РФ "Об образовании”, в котором
провозглашается адаптивность системы образования к уровням и особенностям обучающихся.
Государственная политика основывается на гуманистическом характере образования,
приоритете общечеловеческих ценностей, свободном развитии личности (ст. 2 п.1,
редакция 2004г.)
Определена стратегическая цель содержания образования –
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации
(ст. 14 п.1), содержание образования призвано обеспечить интеграцию личности в
национальную и мировую культуру (ст.14 п.2).
Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное
системное управление учебно-воспитательным процессом в школе.
Первым компонентом этой системы управления выступает
сама личность учителя. Изменяется его позиция по отношению к ученику, к себе
самому. Учитель – не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении
и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры его
приобщенности к знаниям, от его знания или незнания. Изменяется характер
воздействия на ученика. Меняется и позиция ученика, для которого главное – не
полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с
целью получения знаний.
Второй компонент – изменение функций и строения
знаний, которые осваиваются в школе, и способов организации процесса их
усвоения. Знание в наше время дает возможность человеку занять место в
современной культуре и цивилизации, только если оно представлено в духе
современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное,
обобщенное. Процессом его усвоения не может быть рутинное заучивание,
репродукция. Усвоение знаний организуется в многочисленных формах
поисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.
Третий компонент – выдвижение на первый план
социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связан выбор форм
обучения (совместная деятельность, естественное становление индивидуальности в
коллективе школьников).
Четвертый компонент реорганизации связан с отказом от
репрессивной, подавляющей ролью оценок и всякого тестирования, с изменением
критериев оценивания, эффективности обучения и воспитания.
Одним из важных направлений решения названных задач являются
разработки и внедрение новых педагогических технологий. Однако следует
заметить, что технологический подход к образовательным процессам нельзя считать
универсальным, он лишь дополняет научные направления в области педагогической
науки. Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных
идей, теорий в практике, поэтому педагогическая технология занимает
промежуточное место между наукой и практикой.
Педагогические технологии могут различаться:
-по источнику возникновения (на основе опыта или научной
концепции),
-по целям и задачам (формирование знаний, воспитание
личностных качеств, развитие индивидуальности),
-по возможностям педагогических средств (какие средства
воздействия дают лучшие результаты),
-по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью
технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными
ситуациями),
-по тому, какую сторону педагогического процесса обслуживает
предложенная педагогическая технология, и т.д.
Личностно-ориентированный
подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности,
позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и
способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания,
самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой
индивидуальности.
Почему отдано предпочтение этой технологии обучения?
Во-первых,
личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной
системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее
развития, реализацию ее природных способностей.
Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не
просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство
достижения чего-либо отвлеченного.
В рамках личностно-ориентированного обучения как
самостоятельные технологии выделяются разноуровневое обучение, сотрудничество,
коллективное взаимообучение, модульное обучение.
Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к
индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной
сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. Вспомним пути
реализации личностно-ориентированных технологий в нашей школе.
Технология
разноуровнего обучения
Для этого нужны классы с уровневой дифференциацией, в
которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие
программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом,
вариативном (творческом) уровнях.
Технология
сотрудничества
В рамках этой технологии обучение проводится в малых
группах. Основные идеи, присущие трем вариантам организации работы в малых
группах, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные
возможности успеха.
Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может
быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы
(команды) при работе над темой, проблемой или вопросом.
"Пила” Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для
работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или
смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем
учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах,
встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу.
Происходит так называемая встреча экспертов.
Учимся вместе. Класс разбивается на однородные по уровню
подготовки группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание – часть
какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех
в целом достигается усвоение тему.
Технология
коллективного взаимообучения
Название технологии имеет синонимы: организованный диалог,
работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три
вида пар: статистическую, динамическую и вариационную. Ход учебного занятия в
зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и
времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному.
Технология
личностно-ориентированного обучения.
Методические
основы построения личностно ориентированного урока
В педагогике и педагогической психологии до настоящего
момента были предприняты различные попытки определить сущность
личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П.
Сериков, И. С. Якиманская).
По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной
действующей фигурой всего образовательного процесса и есть
личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели
личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие
понятия.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень
сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на
основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям,
типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по
однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной)
направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому
ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого
подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени
обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана,
организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого
ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле.
В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и
разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Проведенный анализ различных подходов к пониманию
личностно-ориентированного обучения позволил нам занять собственную научную
позицию и под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип
образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя
выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка,
его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются
ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых
формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения
взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных
и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на
принципах сотрудничества и свободы выбора
В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы
существенно отличается от других существующих моделей и педагогических
систем.
В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку
большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик
подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая
разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы
работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно — ориентированный
урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип
взаимодействия " учитель — ученик". От командного стиля педагог
переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов,
сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от
прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление:
рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер
складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не
только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности
учащихся.
В чём же различие личностно — ориентированного урока от
традиционного?
1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося., создание таких
условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая
его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный
диалог — учитель — ученик.
2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в
которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск.
Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха,
сопереживает, поощряет.
3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом
деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка.
Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего
характера.
4. Отношения " учитель — ученик«. Субъектно —
субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу
каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося,
включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
При подготовке и проведении личностно ориентированного урока
учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности,
выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную
позицию.
Важно отметить, что практически все ныне существующие
образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к
личностному опыту учащихся.
В отечественной педагогике и педагогической психологии
дидактика исторически строилась на основе разработок Л. С. Выготского,
базировавшихся на идее передачи знаний, умений и навыков по принципу «внешнее
во внутреннее». Реализация данного принципа в педагогике и являлась основой для
субъект-объектных отношений, где ученик получает, а учитель активно передает
знания и опыт. При этом ученик должен был адаптироваться к формам, методам,
способам и приемам работы учителя.
С. Л. Рубинштейн в своей работе «Бытие и сознание»
предлагает иной подход к организации процесса познания — «внешнее через
внутреннее» — что, с нашей точки зрения,
означает принципиально иную организацию обучения: создание условий, в которых
ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими
особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными
предпочтениями.
К сожалению, реализация этого принципа все еще не нашла
адекватного отражения в современной дидактике.
Традиционно способности связываются с успешностью в
деятельности и, являются более высоким уровнем (метауровнем) по отношению к
действиям, представляя собой обобщение различного арсенала действий и
поведенческого репертуара. Так как реализация способностей происходит через
конкретное поведение и действия, следовательно, качественные основания для
определения способностей следует искать в структуре поведения, соответствующего
данной способности. Для того чтобы выйти на метауровень, а не остаться на
поведенческом уровне рассмотрения, необходимо ввести дополнительную
поведенческую характеристику, которая позволяла бы качественно различать
разнообразные аспекты действий. Для этого предлагается ввести промежуточное
понятие между деятельностью и способностями.
Образовательная
модель строится на следующих принципах:
· Целью обучения должно быть развитие личности.
· Учителя и ученики являются равноправными субъектами
обучения.
· Учитель прежде всего является партнером, координатором и
советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».
· Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном
опыте ребенка.
· Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и
навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.
· Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально
отражены в образовательных технологиях.
· В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК
эффективно учиться.
· В процессе познавательной деятельности важно учитывать
личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для
собственного осмысления, понимания и применения знаний.
· В процессе познания приоритетным должны быть эвристические
способы познания.
· Презентация любой информации должна затрагивать как можно
больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем
восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и
операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).
· Логика построения учебного предмета должна сначала
исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем
согласовываться с логикой построения конкретной области знания (например,
русского языка как школьного предмета).
· Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка
должны быть согласованы в процессе обучения.
· Образовательные микротехнологии урока необходимо строить
на основе изучения внутренних механизмов познавательных процессов с учетом
особенностей познавательных микростратегий.
· Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и
содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.
· В творческой деятельности ребенок прежде всего является
автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.
· Художественный вкус развивается на основе имеющегося
личностного опыта.
· «Вектор направленности» воспитательных технологий должен
исходить от личности к коллективу.
Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без
выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений
в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них
сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учителю при подготовке и
проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики
субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приёмы,
средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического
материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную
программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды
дидактического материала: учебные тексты, карточки — задания, дидактические
тесты.
Технология личностно ориентированного обучения предполагает
специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического
материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за
личностным развитием школьника.
Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна
выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и
формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только
результаты, но и процесс их достижения.
|